Зарегистрируйтесь, и Вы сможете ставить свои точки на карте, публиковать блоги, оценивать и оставлять комментарии.
Регистрация / Вход
И вступайте в нашу группу ВКонтакте!

Информационный портал Токсовского городского поселения (спорт, отдых, культура и история) β


Ольга Савина — Музей Леса


Ольга Савина — Музей Леса

Музей Леса, или, по документам, Музей искусства лесопаркового строительства и благоустройства, начал своё существование 17 апреля 1980 года. К тому времени уже 10 лет, с 1970 года, существовал Токсовский опытно-показательный парклесхоз, созданный в честь 100-летия со дня рождения Ленина. За год до годовщины, которую планировали встретить не только празднествами, но и великими свершениями, устроили конкурс среди лесных хозяйств: кто чем встретит предстоящий праздник? Парклесхоз решил отличиться по части благоустройства своего леса лесной скульптурой и архитектурой, а заодно – обустроить мастерские, в которых можно было бы изготовлять подобные вещи на заказ в те лесопарки, в которых нет столь замечательных мастеров.

Прелюдией стало путешествие на Украину, во время которого организаторы парклесхоза и мастера познакомились с лесной мебелью – нарочито грубо выполненной из больших плах и стволов «Медвежьей гостиной». Вернувшись, мастера засучили рукава и тут же выполнили экспромт на тему «Медвежьей гостиной». Эксперимент удался. Талантливые ученики намного опередили своих учителей, не только повторив, но и всячески обыграв тему «Медвежьей гостиной», а потом придумали ещё множество образцов самой разной – от «эльфийской» до «драконской» - мебели и скульптуры.

Лесопарк наполнился всякими чудесами и лесными диковинками. На большом живописном поле в огромном вольере паслись бизон, зубриха и их дети – зубробизоны. В лесопарке что ни полянка – то деревянная скульптура, избушка или живописная скамья под раскидистым деревом. С любовью проложенные и тщательно рассчитанные - чтобы нагуляться, но не устать, чтобы насладиться красотой леса и ландшафтного дизайна, но не перегрузиться впечатлениями – дорожки вели от центральной усадьбы лесного хозяйства в самое сердце леса. Озёра манили своей синевой, в ветвях пели птицы, и цветы, которые здесь нельзя было рвать, раскрывали свои золотые венчики навстречу солнцу. А ещё в парклесхозе были чудо-мастера: здесь изготовливали известную на всю страну лесную мебель и архитектурные строения малых и природных форм. Что это такое? Да те беседки в лесу, в которых так приятно спрятаться от внезапного дождя и сидеть, слушая стук капель по крыше, скамьи из сучковатых брёвен, как будто случайно расположенные как раз там, где хочется отдохнуть, уютные и таинственные колодезные срубы, окружающие лесные источники. Спортивные и детские площадки на весёлых полянках, грибочки-качельки для малышей, уютные кружевные птичьи столовые-кормушки, собирающие зимой под свой гостеприимный кров изголодавшуюся птичью братию, а летом, в жару, превращающиеся в бассейны для птах, наполненные прохладной водой… Да мало ли всего! Не перечислишь!

Так вот эту-то красоту, доставлявшую столько радости всем, от мала до велика, посетителям лесов, парков, скверов, и делали в Токсовском парклесхозе!

Ради того, чтобы представить всё сразу под одной крышей, через 10 лет после создания лесопарка и создали музей. Он похож на лес. Только лес – огромный, с длинными путаными путями, со зверями и птицами, избушками и скульптурами. А в музее – всё маленькое: макеты-миниатюры, домики, статуэтки, скамеечки и столики… И множество фотоальбомов с фотографиями и альбомов с эскизами. И книги про лес…

Вскоре при музее создали методический кабинет, потому что не только путешественники приходили в музейной тиши подытожить свои путешествия по лесопарку, но и специалисты собирались, чтобы поделиться опытом, показать свои ноу-хау, похвастаться своими успехами и поинтересоваться чужими – «себя показать и других посмотреть». Рядом с музеем выросла стеклянная галерея, где устраивали выставки достижений разных лесных хозяйств. Жизнь била ключом!

Полка с книгами рассказывает о лесопарках, их истории, об искусстве создавать ландшафты. Это искусство сродни написанию картин, только картины пишут кистью, а лесник работает топором и лопатой – вырубает и подсаживает, копает ирригационные траншеи, создаёт водоёмы, устанавливает лесную мебель и скульптуры… Словом, превращает обыденную жизнь – в сказку, естественный лес – в произведение лесопаркового искусства. Недаром многие художники и архитекторы считают садово-парковое искусство – высшим видом искусства на земле. Недаром самые гениальные художники обожали (в прямом смысле, то есть «обожествляли) сады и леса, занимались закладкой парков и возделыванием садов. Каждая эпоха породила сады и парки характерного стиля, и когда просматриваешь их изображения, невозможно остановиться ни на одном, сказав: «Вот совершенство!» Они все прекрасны. Ведь сад, парк, лесопарк – это представительство рая на Земле. Земной рай, Эдем…

Лесная мебель отличается от садовой и тем более домашней. Она сохраняет природные формы – сучья, фактуру, она – как будто выросшее дивное растение, заботящееся о человеке и любящее его. Сидя на расписных скамьях за волшебной красоты столиками, чувствуешь себя Дюймовочкой, уютно устроившейся в заботливо приютившей её чашечке цветка. И вместе с тем нельзя забывать, что ножки скамьи-сороконожки – это похожие на вылезающие тут и там из земли корни. Наступать на них не стоит – это опасно и для ног, и для мебели… Нужно быть осторожным, как в лесу!

Деревянное кружево наличников, рам, дверей, любой детали пространства музея создаёт ощущение переплетения ветвей, сучьев, стволов. Сияющие краски росписи лесной мебели создают ощущение засверкавшей под лучами солнца цветочной полянки. И вместе с тем каждый изгиб орнамента что-нибудь да значит. Орнаментальное искусство сродни «плетению словес» в древнерусской литературе. Имеет оно отношение и к древней мусульманской традиции не изображать ни богов, ни ангелов, ни людей, и даже воздерживаться от изображений зверей и птиц. Всё равно ни одно, даже самое совершенное изображение не отразит совершенство Бога, светоносность Ангела, сложность и многогранность натуры человека, живость и гармонию зверя. А вот растения, в особенности стилизованные, изобразить вполне можно! И стелятся, переплетаясь, сильные побеги, готовые раскрыться бутоны, роскошные буйно цветущие розаны, гибкие изящные стебли.

Маршруты, проложенные по лесу, тоже похожи на древнерусские «плетёнки»: они причудливо петляют по лесу, много значат на каждом своём отрезке, подразумевают полное и всестороннее обсуждение темы эко- или этноэкскурси. Но и помимо слов столько говорит сердцу любой из поворотов, из деревьев, любая из тропинок и смотровых площадок! При разработке маршрутов тщательно прорабатывались топонимы: роща Прохлада, Берёзовая роща, Дозорная высота, с которой виден трамплин, гора Ненаглядная, где слаломный спуск, «Сосновый букет» - удивительное дерево: 4 сосны растут из одного корня.

Здешние леса – ровесники войны: им около 70 лет. Во время великой отечественной практически все леса ленинградской области были сведены на строительство окопов, дотов, дзотов, а остатки сгорели во время боёв за Ленингад. После войны начались посадки: «Зелёный пояс славы», парки, лесопарки, питомники деревьев, леса. В лесопарках велась работа по созданию соответствующих ландшафтов. Скажем, в зоне южной тайги, к которой относится территория парклесхоза, кроме хвойных попадаются и берёзы. Вырубая ели, получаем березняк. Так и родилась знаменитая Берёзовая роща. Сейчас ей уже около 70 лет – она состоит из так называемых «зрелых берёз». Это уже довольно старые высокие деревья с толстыми стволами. Старая сухая берёза – опасная штука, не случайно её в народе зовут «образумь-дерево». Старая берёза трухлявая внутри, под кажущейся плотностью по-прежнему лучезарно белой гладкой коры. Если озорник долбанёт ногой по сухой берёзе – она развалится на 2-3 куска, рухнет прямо шалуну на голову.

По опушке Берёзовой рощи начинают нарастать молодые ёлочки. Красиво, и на наш век, да и на век наших детей Берёзовой рощи хватит, но, чтобы ей смогли любоваться и внуки, вскоре надо будет озаботиться её возобновлением: молодую поросль ёлок сводить, молодые берёзки на обнажившихся при падении старых деревьев полянах – подсаживать.

За 40 лет своего существования лесопарк пережил и время подъёма, и кульминацию, и, увы, спад. Многое, делавшее лес похожим на зелёный чертог со множеством всяких чудес, рукотворных и природных, исчезло. Уменьшилось количество зубробизонов, исчезли куда-то красивые скульптуры и строения, заросли красивые тропинки и смотровые площадки. Но кое-что из прежнего осталось: гнездо дракона в сердце леса, подвесной мостик через Чёртово ущелье, избушка Бабы Яги, несколько фигур лесовиков и водяных. Жаль, пока не прибавилось ничего, кроме мусора да разбитых колёсами квадроциклов дорожек в лесу! Но тут уж, что и говорить, дело за нами. Сами ли сумеем что-то сделать, детей ли научим творчеству и созиданию – но только, если ни одного, ни другого не сделаем, пропадёт волшебство из этого леса. Останется запах шашлыков, пьяные крики, грохот петард и горы мусора.

А теперь – к экспонатам.

Выжигание – творчество замечательного мастера Бориса Васильевича Сергеева, имевшего свою мастерскую и много учеников в Кузьмолово. Здесь много красивого и доброго – пейзажи, животные, даже календарь, выразительная Лениниана. Но самая любимая работа , отмечаемая как самая запоминающаяся из всех – рондо «Тройка».

Мастер архитектуры малых и лесных форм – Селезнёв. Часовенка-остановка около поворота к вольеру зубробизонов – его творчество. И исчезнувшая ныне действующая ветряная мельница на Светлом озере – тоже. В архиве музея хранятся эскизы и проекты этих построек. А на экспозиции стоит красивый резной стол «Лебедь» его работы. Другой талантливый мастер – Эйно Иванович Сеппеляйнен. Он сделал чудо-теремок, который до сих пор помнят наши родители.

Талантливый резчик по дереву Дмитрий Коксанов представлен в коллекции двумя работами: «Орешниковые сони» и «Медвежонок в лукошке». К сожалению, карьера мастера как резчика по дереву закончилась рано, но в дальнейшем, что бы он ни делал, всё получалось у него удивительно талантливо и непохоже на других – сажал ли он картошку – вырастала на месяц раньше и намного вкуснее, чем у всех, строил ли дома или занимался научной деятельностью.

Красивые чеканки по мотивам философской сказки Пушкина «Сказка о Золотой рыбке» - работы талантливого чеканщика Петрова.

Скамейки, стоящие на ножках-сучьях и напоминающие долинных многоногих гусеничек, за что и прозваны в народе «сороконожками» - творчество талантливого автора многих «лесных гарнитуров» Бубнова.

В цеху лесной и садово-парковой мебели работало до 30 человек, и кроме своих идей они воплощали чешские и немецкие проекты спортивных и детских игровых площадок.

В течение трёх лет, начиная от Олимпиады 80 (80, 81, 82 гг) на Изумрудном озере проходили зимние спортивные игры «Мама, папа и я – спортивная семья». Переходящим призом стали резные деревянные саночки, в которых сидел олимпийский медвежонок. Теперь саночки с медвежонком – один из экспонатов музея.

На сучке сидит чучело хищной птицы – ястреба-канюка. История его довольно интересна. В лесхозе работал интересный, знающий лесничий, педагог от Бога – Виктор Иванович Беланов. Вокруг него сплотился целый коллектив учеников – детей, подростков, молодёжи. Виктор Иванович основал Школьное лесничество, которое энергично развивалось, блестяще работало. Однажды во время обхода своего участка он подобрал раненую птицу – ястреба-канюка. Вылечил его, но ястреб не мог летать. Он остался жить в Школьном лесничестве, и юные лесники по очереди «дежурили по Яшке» - так назвали канюка: Яшка – кормили его мясом, прогуливали, посадив на руку.

И вот проведать, как идут дела у Беланова с его учениками приехал директор парклесхоза, Яков Владимирович Васильев. Дети хотели его встретить с ястребом, но, как на зло, птица куда-то подевалась. «Яшка, Яшка, - звенел детскими голосами лес. – Яшка, сюда! Пора Школьное лесничество показывать!»

«Ничего себе, - озадаченно пробормотал Яков Владимирович, - как запанибрата тут со мной… Но зато вон как ждут!»

План освоения пространства музея:

  • Домик-берлога
  • Лес – хвойный, с подлеском из вечнозелёных кустарничков
  • Почвы – бедные, подзолистые, суглинок

Звери зоны Южной тайги:

  • Копытные: лоси, косули, кабаны
  • Хищные: енотовидные собаки, лисы,
  • Были, но ушли – медведи, волки, куницы
  • Насекомоядные: ежи, землеройки-бурозубки
  • Грызуны: бобры, полёвки, лесные мыши, белки
  • Хищные птицы: ястребы, совы, филины

Карта лесов Лен. обл., изображения этих животных:

  • Домик-жилище
  • Исконно финские территории
  • Калевала
  • Швеция
  • Исконные жилища

Ольга Савина, 2009 год


04.06.2017 01:11

Размещено

Житель Токсово

  • 4468

Комментарии


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям